Рассуждения о последствиях езды в пьяном виде...
Средства индивидуальной мобильности или всё же мопед?
В октябре 2022г. Правила дорожного движения[1] получили совершенно новый в нашем законодательстве термин «средства индивидуальной мобильности» (далее – СИМ)[2].
Для удобства понимания процитирую определение: «Средство индивидуальной мобильности – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».
Вместе с введением этого термина было дополнено определение пешехода: теперь к пешеходам приравниваются лица, ведущие средства индивидуальной мобильности (п. 1). А также упоминание средств индивидуальной мобильности вошло во многие другие пункты Правил: например, лица, использующие СИМ, должны руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов (п. 6.10), на СИМ запрещается движение по автомагистрали (п. 16.1), «велопешеходная дорожка» предназначена для совместного передвижения пешеходов, велосипедистов и лиц, ведущих СИМ (п.1), а движение СИМ разрешается со скоростью не более 25 км/ч (п.24.6).
Однако некоторые модели электросамокатов, например «царь-самокат» Dualtron X, чья скорость достигает 100 км/ч, сложно назвать даже собственно самокатами, а уж приравнять водителей таких машин к пешеходами – и подавно.
При этом ни процитированный первый пункт, ни последующие пункты в ПДД не содержат технического описания СИМ: ни параметров двигателя, ни максимальной конструктивной скорости – в общем тех характеристик, на которых в ПДД «держатся» понятия велосипеда, мопеда, мотоцикла.
Зато в декабре 2022г. Росстандартом был принят полностью посвящённый средствам индивидуальной мобильности ГОСТ[3], содержащий схемы разных категорий СИМ и их отдельных устройств, формулы расчётов тормозного пути и другие важные технические характеристики. Из расчётов, приведённых в ГОСТе, следует очень важный вывод: никакое СИМ технически не может превышать скорость 25 км/ч. В противном случае такое устройство «вылетит» из стандарта и попадёт под характеристику мопеда или мотоцикла.
Напомню,
что мопедом является транспортное средство, чья максимальная скорость не
превышает 50 км/ч, а мощность двигателя более 0,25 кВт и менее 4кВт, для
управления мопедом нужно иметь права категории «М», однако в соответствии с п.7
ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» водительское удостоверение любой
категории даёт право на управление мопедом[4].
Однако если верхняя граница максимальной скорости СИМ в ГОСТе прямо и неоднократно фигурирует – это 25 км/ч, то прямого указания на максимально допустимую мощность электродвигателя для такого устройства нет.
До 2023г. судебная практика исходила из того, что самокаты, мощностью более 0,25 кВт приравниваются к мопедам. Суды, рассматривая вопрос о привлечении к административной ответственности за езду на самокатах в нетрезвом виде, руководствовались правовой позицией Верховного суда, в частности, по делу №21-АД18-4 2018 года, в которой камнем преткновения стали «мопедные» параметры двигателя горного электровелосипеда – Верховный суд, исследовав технические характеристики, оставил в силе все предыдущие решения о привлечении к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения»[5].
Теперь, после введения термина «средство индивидуальной мобильности» и принятия специального ГОСТа, исследование технических характеристик самокатов в судах, как мне видится, останется так же актуально.
В марте 2023г. Верховный Суд Российской Федерации отказывая в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими абзацев, дающих определения «пешеходу», «механическому транспортному средству» и «транспортному средству» в ПДД по делу №АКПИ22-66, указал, что в последнее время часто используются средства индивидуальной мобильности, характеристики которых находятся в пределах характеристик мопеда или мотоцикла, что несёт большую опасность для населения нашей страны. Верховный Суд посчитал неправильным категоричное отнесение всех электросамокатов к «пешеходам» или «механическим транспортным средствам», указал на значимость проведения экспертизы конкретного самоката при выяснении обстоятельств происшествия[6].
То есть несмотря на отсутствие в ПДД технического описания СИМ, всё-таки до сих пор дьявол скрывается в физических показателях: мощности и максимальной скорости, которые могут повлиять на правовые последствия.
Про кикшеринг
В последнее время в крупных городах России стала очень популярной краткосрочная аренда самокатов – кикшеринг. Чтобы взять самокат в аренду, нужно отсканировать QR-код на самокате, согласиться с краткой инструкцией (где укажут, что несовершеннолетним и нетрезвым самокаты запрещены) и запустить поездку в приложении. Затем остаётся только, как в детстве, оттолкнуться ногой и нажать на газ. Всё предельно просто.
Однако если правовые последствия ДТП с участием самоката зависят от технических характеристик и суды обращают на это внимание, то интересно посмотреть, каковы эти характеристики у шеринговых самокатов.
Наиболее распространённые шеринговые сервисы в Москве – это Юрент, Whoosh и ЯндексGo, поэтому я приведу технические характеристики самокатов данных компаний.
Одной из самых первых моделей стал самокат Xiaomi M365 Pro, который предоставляли в аренду все три сервиса, кроме того, этот складной самокат до сих пор пользуется популярностью и в масс-маркете. Согласно данным официального сайта Xiaomi, максимальная скорость такого самоката достигает 25 км/ч, а вот мощность – 0,6 кВт[7]. То есть данная модель, строго говоря, не СИМ, а мопед.
Самый распространённый самокат летом 2023г., – это Ninebot Max Pro, который так же развивает скорость до 25 км/ч, а его максимальная мощность равна 0,35 кВт[8]. Ещё одна популярная модель Segway Ninebot Max G30 имеет аналогичные характеристики: 25 км/ч и 0,35 кВт[9]. В 2023г. компания Яндекс разработала свою собственную модель, чья скорость достигает 25 км/ч, а мощность 0,3 кВт[10]. Как видим, хотя для того чтобы взять в аренду самокат, не нужны никакие права, шеринговые самокаты всё же попадают под техническое описание мопеда.
В СМИ за последние два года появились статьи с громкими названиями, например, «Самокаты докатились до суда» или «Дело спущено на самокат», в которых рассказывается о неожиданных итогах рассмотрения споров, связанных с самокатчиками. Так в 2020г. в Казани Рустем Хайрутдинов на шеринговом самокате Whoosh сбил ребёнка и отказался пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, ссылаясь на то что он управляет электросамокатом и водителем не является. Однако суд признал Хайрутдинова виновным по ч.1 ст. 12.26 КоАП за невыполнение водителем требования пройти освидетельствование и назначил штраф в размере 30.000 рублей с лишением права управлять транспортным средством.
Судом исследовались технические характеристики шерингового самоката, мощность которого была 0,35 кВт. Суд отклонил заявление представителя Whoosh о том, что номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки значительно меньше – 180 Вт и всё же квалифицировал данный самокат как мопед[11].
В этом свете так же знаковым является Постановление Московского городского суда от 29.11.2019 №4а-7610/2019, в котором к ответственности по ст. 12.26 КоАП (за отказ водителя пройти освидетельствование на алкогольное опьянение) привлекли лицо, которое управляло шеринговым самокатом, чья мощность превышала 0,25 кВт[12].
Мосгорсуд указал на то что технические характеристики данной модели попадают под определение мопеда, а в соответствии с примечанием к ст. 12.1 КоАП под транспортным средством понимаются любые ТС, на управление которыми предоставляется специальное право – и к таким как раз относятся мопеды. Пункт 2 Постановления Пленума Верховного суда от 25.06.2019 №20, которое посвящено судебной практике по главе 12 КоАП[13], прямо называет мопед попадающим под действие норм главы 12 КоАП, а следовательно вождение в состоянии алкогольного опьянения самоката-«мопеда» попадает под все «водительские» статьи КоАП.
Если в 2018-2020х годах, когда выносились названные выше решения, мощные электросамокаты приравнивали к транспортным средствам, исходя из системного толкования ПДД и ФЗ «О безопасности дорожного движения», то теперь, после внесения поправок в ПДД, получается сложное, «двойственное» регулирование: с одной стороны лицо, ведущее средство индивидуальной мобильности, является пешеходом, но с другой, СИМ прямо названы транспортными средствами, а тот, кто управляет каким-либо транспортным средством, считается водителем (п.1). И в ПДД, как и в КоАП, куда не вносились изменения в связи с введением нового термина СИМ, нет уточнений, решающих эту коллизию.
Соответственно на лиц, управляющих самокатом и любым другим СИМ (чья максимальная скорость и мощность меньше 25 км/ч и 0,25 кВт соответственно), распространяется п. 2.7 ПДД «водителю запрещается» управлять транспортным средством в состоянии опьянения, а также распространяется п. 2.3 ПДД «обязанности водителя», в числе которых обязанность пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения по требованию уполномоченного должностного лица.
На официальном сайте Яндекс Go опубликована «памятка водителю», в которой предупреждают об административной ответственности за управление самокатом в состоянии алкогольного опьянения[14]. Так же «Единый транспортный портал» города Москвы цитирует ч.3 ст. 12.29 КоАП «нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения», которая грозит нетрезвым самокатчикам штрафом в 1500 рублей[15]. Поскольку перечень субъектов, попадающих под ст. 12.29, открыт, лица, ведущие СИМ, как раз являются «другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения».
То есть даже если самокат по своим техническим характеристикам не претендует на звание мопеда, управление им в состоянии алкогольного опьянения является административным правонарушением, которое наказывается штрафом!
К
началу 2023г. судебная практика продолжила признавать деление электросамокатов
на СИМ (скорость менее 25 км/ч, а мощность менее 0,25 Вт) и мопеды (чьи
показатели выше). К ответственности за вождение СИМ в состоянии алкогольного
опьянения привлекали по ч.3 ст. 12.29 КоАП, а за вождение более мощных
самокатов – по ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем,
находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством
лицу, находящемуся в состоянии опьянения».
При этом привлечение к ответственности по ст. 12.8 КоАП при выполнении этого же состава повторно является основанием для уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». В соответствии с примечанием к ст. 264 УК РФ, предметом преступления в главе 27 УК «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» так же, как и в КоАП, относятся транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право. А в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения…» мопеды прямо перечислены в перечне ТС, которые являются предметом преступления по ст. 264 и 264.1 УК[16], и с тех пор правовая позиция в отношении мопеда не изменилась.
Поэтому формально, если лицом, которое управляло мощным электросамокатом, будет выполнен состав ст. 264 УК – нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью – это действительно повлечёт уголовную ответственность. А привлечение по статье с административной преюдицией 264.1 УК за управление электросамокатом в нетрезвом виде, согласно данным интернет-СМИ, – явление уже хорошо известное[17].
Казалось бы, несложная схема: если самокат технически не может развить скорость выше 25 км/ч, и его мощность не более 0,25кВт, то он является СИМ и максимальное наказание, которое может понести лицо, управляющее таким самокатом в состоянии опьянения, – это штраф в размере 1500руб. Если самокат более мощный и попадает под характеристики мопеда, то за нетрезвое вождение грозит очень серьёзное наказание вплоть до реального срока.
Именно такая практика сложилась к началу 2023г., справедлива она или нет – вопрос дискуссионный, но всё же она вполне соответствует букве закона с учётом поправок в ПДД. На этом можно было бы закрывать тему, однако в апреле 2023г. Верховный суд Российской Федерации вынес постановление об отмене решений всех трёх предыдущих инстанций по делу №48-АД23-8-К7[18].
Гражданин Окулов Д.В., управляющий самокатом KugooKirinM2+ (чья максимальная скорость 38 км/ч, а мощность 0,35кВт), был привлечен к ответственности по ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством лицом, не имеющим такого права). Решение мирового судьи выстояло апелляцию и кассацию, но доводы нижестоящих судов о том, что данное средство попадает под определение мопеда, Верховный суд отверг, указав, что «в материалах дела данных, что электросамокат KugooKirinM2+, которым управлял Окулов Д.В., является мопедом, соответственно транспортным средством, в том смысле, который ему придается приведенными выше правовыми нормами и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не имеется».
Я полагаю, стоит ждать серьёзных перемен в судебной практике, которая в целом старается защитить права лиц, управляющих СИМ, и интересные с правовой точки зрения Постановления высших судов ещё впереди.
Вероятно, в 2023г., несмотря на то что шеринговые самокаты, если оценивать их технические данные по гамбургскому счёту, относятся к мопедам, ответственность за нетрезвую езду будет не более суровой, чем по ст. 12.29 (нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения). Если в результате ДТП с участием электросамоката был причинён вред здоровью или созданы помехи в движении транспорта, то в КоАП предусматривается норма, аналогичная ч. 2 и 3 ст. 12.29, только с «квалифицированными» последствиями: норма ст. 12.30 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее… причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», эта статья грозит штрафом до 1500 рублей.
В заключение, пока судебная практика ждёт новых и более подробных разъяснений, хочется сказать, что СИМ – достаточно коварное транспортное средство, и управлять им в состоянии алкогольного опьянения рискованно не только потому что это крайне опасно для окружающих и самого водителя самоката, но и потому что с правовой точки зрения на данный момент не сложилось стройной позиции в судах: всё ещё нет единства мнения о последствиях таких ДТП, и наказание может быть назначено как в виде минимального штрафа, так и в виде лишения свободы на срок до 7 лет. Хотя последнее маловероятно, всё же принцип свободной оценки доказательств и право судейского усмотрения заложены в основу современного уголовного процесса.
Помощник адвоката Прокопец Анастасия Германовна
под редакцией
Управляющего партнёра Трусова Фёдора Николаевича
[1] Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. №47. Ст. 4531.
[2] СЗ РФ 10.10.2022 №41, ст. 7100.
[3] ГОСТ Р70514–2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.12.2022 N 1446-ст).
[4] Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ // СЗ РФ, 11.12.1995, №50, ст. 4873
[5] Постановление Верховного Суда РФ от 04.10.2018 №21-АД18-4
[6] Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.03.2022 №АКПИ22-66
[7] URL: https://www.mi.com/ru/mi-electric-scooter-pro/specs/ (дата обращения 12.08.23)
[8] URL: https://ninebot.ru/catalog/elektrosamokat-dlya-sheringa-ninebot-kickscooter-max-plus (дата обращения 12.08.23)
[9] URL: https://ninebot.ru/catalog/ninebot-kickscooter-max (дата обращения 12.08.23).
[10] URL: https://yandex.ru/company/news/2022-15-12 (дата обращения 20.08.23).
[11] Электросамокаты докатились до суда // Коммерсант №189 от 15.10.2020, С. 5
[12] Постановление Московского городского суда от 29.11.2019 N 4а-7610/2019
[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, №9, сентябрь, 2019.
[14] URL: https://go.yandex/ru_ru/lp/rides/scooter#safety (дата обращения 21.08.2023)
[15] URL: https://t.mos.ru/kicksharing/safety-rules (дата обращения 21.08.2023)
[16] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ, №2, февраль, 2009.
[17] См, напр. Век самоката не видать // Газета «Коммерсантъ» №108 от 21.06.2022, стр. 5 (URL: https://www.kommersant.ru/doc/5422500 (дата обащения 20.08.2023); URL: https://vc.ru/u/1120449-advokat-anton-filogin/446820-prokatilsya-vypivshim-na-elektrosamokate-poluchi-uslovnyy-srok
[18] Постановление Верховного Суда РФ от 18.04.2023 №48-АД23-8-К7
Рекомендованные публикации
Ваш комментарий